Необходимый контрольно-измерительный инструмент Для того чтобы определить износ бывших в употреблении и точность обработки новых деталей, необходимо иметь минимальный комплект измерительного инструмента. Как показывает практика, самым необходимым измерительным инструментом являются микрометры. Микрометры серии «МК» московского завода «Калибр», весьма распространенные со времен СССР, показали себя как достаточно точные и удобные в эксплуатации. Для ремонта основной массы автомобилей достаточно иметь четыре микрометра (рис. 2.17) с плоскими измерительными поверхностями: МК-0-25 мм, МК-25-50 мм, МК-50-75 мм и МК-75-100 мм, с ценой деления 0,01 мм, а также микрометр с шарообразными измерительными плоскостями для замера толщины вогнутой поверхности вкладышей. Как видно из рисунка, микрометры, измеряющие от 25 мм, комплектуются специальной калибровочной мерой, позволяющей в любое время проверить точность их показаний. Еще более удобным измерительным инструментом для подобных работ является рычажной микрометр (рис. 2.18), имеющий повышенную точность (цена деления до 0,001 мм), с дополнительным индикатором часового типа. Обозначение таких приборов несколько иное: 1. МРП-25, диапазон— 0-25 мм, цена деления — 0,001 мм.
2. МРП-50, диапазон— 25-50 мм, цена деления — 0,001 мм. 3. МР-75, диапазон— 50-75 мм, цена деления — 0,002 мм. 4. МР-100, диапазон — 75-100 мм, цена деления — 0,002 мм. Эти приборы также комплектуются концевыми мерами для проверки точности показаний и специальным сервисным ключом. Для определения величины зазоров потребуются наборы щупов от 0,02 до 1,5 мм (рис. 2.19). Чтобы охватить такой диапазон, обычно достаточно 2- 3 различных наборов. Для того чтобы работать с величинами от 1 до 100 мм, существуют наборы плоскопараллельных мер длины фис. 2.20), позволяющие точно настроить практически любой измерительный инструмент, а совместно со щупами с большой точностью замерить ширину, к примеру, ширину канавки под поршневое кольцо. Для замера величины перемещений служат индикаторы часового типа. Наиболее распространенные у нас в стране отечественные ИЧ-10 (рис. 2;21) с ценой деления
2. МРП-50, диапазон— 25-50 мм, цена деления — 0,001 мм. 3. МР-75, диапазон— 50-75 мм, цена деления — 0,002 мм. 4. МР-100, диапазон — 75-100 мм, цена деления — 0,002 мм. Эти приборы также комплектуются концевыми мерами для проверки точности показаний и специальным сервисным ключом. Для определения величины зазоров потребуются наборы щупов от 0,02 до 1,5 мм (рис. 2.19). Чтобы охватить такой диапазон, обычно достаточно 2- 3 различных наборов. Для того чтобы работать с величинами от 1 до 100 мм, существуют наборы плоскопараллельных мер длины фис. 2.20), позволяющие точно настроить практически любой измерительный инструмент, а совместно со щупами с большой точностью замерить ширину, к примеру, ширину канавки под поршневое кольцо. Для замера величины перемещений служат индикаторы часового типа. Наиболее распространенные у нас в стране отечественные ИЧ-10 (рис. 2;21) с ценой деления
лами измерения 0-0,8 мм. Они предназначены для работы с небольшими перемещениями и там, где ИЧ-10, с его довольно габаритным измерительным стержнем, не помещается. Все индикаторы работают совместно с универсальными стойками (штативами), которые имеют зажимное или магнитное крепление к базовому основанию либо устанавливаются на поверочную плиту. Некоторые поверхности корпусных деталей требуют проверку прямолинейности и перпендикулярности плоскостей. Прямолинейность, к примеру, привал очной плоскости ГВЦ к блоку цилиндров можно проверить лекальной линейкой соответствующей длины (она должна быть чуть больше, чем длина ГВЦ по диагонали). В основном, лекальные линейки производятся трехили четырехгранные. Перпендикулярность плоскостей деталей проверяется специальным лекальным угольником (рис. 2.23). Относительно большие размеры измеряют с помощью штангенциркулей. Для начала достаточно иметь пару разметочных штангенциркулей с пределами 0-150 и
0—250 мм и один с глубиномером, работающий от О до 120 мм (рис. 2.24), последний (нижний на рисунке) иног- j да называют «колумбик». Цена делений подобных приборов обычно составляет; 0,05 или 0,1 мм, что является достаточным для профес-| сионального ремонта автомобильных механизмов. Для того чтобы определиться с диаметрами цилиндров, необходим прибор под названием нутромер (рис. 2.25), различные сменные наконечники которого позволяют одним базовым прибором с высокой точностью определять размеры различных цилиндров.
Основу нутромера составляет уже знакомый нам индикатор часового типа, калибровку прибора перед замерами производят в калибре кольцевой формы или, в крайнем случае, с помощью соответствующего диаметру микрометра. Отечественный "измерительный инструмент имеет классы точности «О» , «1» и «2» (чем ниже цифра, тем прибор точнее, но даже точности класса «2» вполне достаточно для проведения ремонтных работ любого автомобильного механизма). При работе с измерительным инструментом следует учесть одно немаловажное условие: для того чтобы точность замеров была максимальной, температура окружающего воздуха, а соответственно деталей и самого измерительного инструмента, должна быть близка к 20 °С. Это требование объясняется различным тепловым расширением материала деталей и измерительного инструмента, что при значительных отклонениях от указанной температуры спровоцирует неверные результаты замеров.
|