Разделы сайта: |
Ведущие производители подшипников и расшифровка их основных обозначенийКак и любые другие детали в машиностроении, подшипники качения изготавливаются в рамках определенных стандартов, характеризующих размерность, точност
изготовления составляющих деталей, термообработку и многие другие технические параметры. Несмотря на некоторые различия между отечественным стандартом (ГОСТ) и стандартами производителей импортных подшипников (ISO, DIN, ANSI, АВМА и др.), присутствие одинаковых размерностей и примерно одних и тех же условий эксплуатации позволяет удачно подобрать аналоги как с той* так и с другой стороны. Обозначения на кольца подщицников наносятся строго в соответствии с конкретным стандартом, по условиям которого изготавливался подшипник. Обычно обозначения присутствуют на торце внешнего кольца (одинаковое с обеих сторон), иногда встречаются экземпляры с обозначениями на посадочной поверхности внешнего кольца, что, конечно, создает некоторые трудности с определением типа подшипника без разборки узла. Основные мировые стандарты на подшипниковую продукцию регламентируют: 1. ГОСТ — отечественный стандарт, в настоящее время плавно перетекающий в стандарт ISO. 2. ISO (International Standardisation Organisation) — Международная организация по стандартизации. 3. DIN (Deutsches Institut fbr Normung) — Немецкий институт стандартов. 4. JIS (Japanese Industrial Standard) — Японский институт стандартов. 5. ANSI (American National Standards Institute) — Американский национальный институт стандартов. 6. АВМА (American Bearing Manufactures Association)— Американская ассоциация производителей подшипников. Множество обозначений, ранее принятых чуть ли не каждым производителем подшипников, в настоящее время сводится все больше и больше к стандарту ISO. Это, несомненно, радует. Но наш отечественный ГОСТ еще не сдал своих позиций. К примеру, в России пока только два завода маркируют свои подшипники по международному стандарту: «Курская подшипниковая компания» (КПК) и «Вологодский подшипниковый завод» (VBF). По этой причине в представленном материале будут приведены расшифровки обозначений как по ГОСТу, так и по ISO. Первое, что обозначается на любом подшипнике — это логотип или обозначение завода производителя. Подшипник без такой надписи, скорее всего, явная подделка. Подшипники производства СССР,.коих на рынке еще продается довольно много, имели обозначение изготовителя по номерам заводов, например, надпись ГПЗ-1 расшифровывалась как продукция Государственного подшипникового завода № 1. В настоящее время не все заводы перешли на новые обозначения. Список наиболее известных отечественных и заводов стран СНГ в старом и новом обозначениях следующий: I. ГПЗ-1 —ОАО «Московский подшипник» , г. Москва. . 2. ГПЗ-2 — ОАО «ГПЗ-2», г. Москва. 3. ГПЗ-З —ОАО «Саратовский подшипниковый завод» (ОАО СПЗ), г. Саратов. 4. ГПЗ-4 — ЗАО «СПЗ-4», г. Самара. 5. ГПЗ-5 — ОАО «РОЛТОМ» (ROLTOM), г. Томск. 6. ГПЗ-6 — ООО «Подшипниковый завод №6», г. Екатеринбург. 7. ГПЗ-8 — ОАО «Харьковский подшипниковый за. вод» (АО ХарП, HARP), Украина, г. Харьков. 8. ГПЗ-9 АО «Самарский подшипниковый завод» (SPZ GROUP), г. Самара. 9. ГПЗ-10 — ОАО «Десятый подшипниковый завод», г. Ростов-на-Дону. 10. ГПЗ-11 — ОАО «Минский подшипниковый завод» (ОАО МПЗ, MPZ), Беларусь, г. Минск. II. ГПЗ-12— «Гомельский подшипниковый завод», Беларусь, г. Гомель. 12. ГПЗ-13 — ОАО «Ижевский подшипниковый завод» (ОАО ИПЗ), г. Ижевск. 13. ГПЗ-14 — ОАО «Прокопьевский подшипниковый завод №14», г. Прокопьевск. 14. ГПЗ-15 — ЗАО «Волжский подшипниковый завод №15» (ВПЗ-15), г. Волжский. 15. ГПЗ-16 — АО «Степногорский подшипниковый завод», Казахстан, г. Степногорск. 16. ГПЗ-17— «УКРСЕЛЬМАШ», Гниваньский государственный подшипниковый завод №17 , Украина, г. Гнивань. 17. ГПЗ-18— ОАО «Винницкий подшипниковый завод», Украина, г. Винница. 18. ГПЗ-20 — АООТ «Двадцатый подшипниковый завод» (АПЗ-20), затем ЗАО «Курская подшипниковая компания» (КПК), г. Курск. 19. ГПЗ-21 (филиал ГПЗ-2) — «АПЗ-21», г. Москва. 20. ГПЗ-23 — ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» (ВПЗ, VBF), г. Вологда. 21. ГПЗ-24 — ЗАО «Пензенский завод автомобильных комплектующих», г. Пенза. 22. ГПЗ-27 — «ГПЗ-27», Узбекистан, г. Ахунбабаев. 23. ГПЗ-28 — ЗАО «Луцкий подшипниковый завод» (ЛПЗ-SKF), Украина, г. Луцк. 24. ГПЗ-29 — ООО «Завод приборных подшипников» (ЗПП), г. Томск. 25. ГПЗ-ЗО — «ГПЗ-ЗО», Украина, г. Шахтерск. 26. ГПЗ-31 — ООО «Завод миниатюрных подшипников» (ООО ЗМП), г. Самара. 27. ГПЗ-32 — «ГПЗ-32» (ИПЗ), г. Ижевск. 28. ГПЗ-ЗЗ — «ГПЗ-ЗЗ», Узбекистан, г. Ташкент. 29. ГПЗ-34— ОАО «ГПЗ-34», г. Ростов-на-Дону. После распада СССР появились производители, напрямую не связанные с прежними ГПЗ: 1. АООТ «ВНИПП», г. Москва. 2. ОАО «ОК-ЛОЗА», Московская обл. 3. ОАО «ЗАП», Завод авиационных подшипников, г. Самара. 4. «Кузнецкий роликовый завод», Пензенская обл. j 5. «Щумихинский завод подшипниковых игло-роликов», Курганская обл. 6. ОАО «Подшипник», г. Лукоянов. 7. ОАО «Завод подшипников скольжения», г. Тамбов. 8. ООО «Курский завод упорных подшипников» (00CS КЗУП), г. Курск. 9. ОАО «Казанский подшипниковый завод», г. Казань. Образовавшийся в недавнее время холдинг «Европейская подшипниковая корпорация» (ЕПК) объединяет заводы в Москве, Волжском, Степногорске и Самаре. Из иностранных производителей подшипников, широкий ассортимент качественной продукции выпускаю т следующие всемирно известные фирмы: 1. SKF (Svenska Kullagerfabriken) (Швеция) — мировой лидер по производству высококачественных подшипников. Продукция этой компании способна по ресурсу превосходить узлы и механизмы, в которых она применяется, более чем в три раза. 2. SNR (Франция) — самый крупный поставщик для европейской подшипниковой промышленности. Компания входит в интернациональную группу Renault-Nissan. 3. IN А (Германия) — «прикупив» FAG, новая компания стала второй по величине в мире. 4. FAG (Германия) — ведущий немецкий производитель, один из мировых лидеров в производстве шариковых и роликовых подшипников для автомобильной промышленности, с недавнего времени (с 2002 г.) входит в состав компании IN А. 5. NSK (Япония) — крупнейший в мире производитель подшипников, работающий в основном на конвейеры автозаводов. 6. NTN (Япония) — второй по величине производитель подшипников в «стране восходящего солнца». В продаже продукция встречается довольно редко, в основном поставляется на конвейеры. Продукция предприятия сертифицирована по стандарту ISO 9001. 7. Коуо (Япония) — третий по величине японский производитель подшипников, представитель известного концерна Toyota. Свою историю компания начала с 1921 года, когда в Осаке были произведены первые подшипники. В настоящее время Коуо является одним из ведущих мировых производителей шариковых и роликовых подшипников, манжетных уплотнений, а также механизмов рулевого управления. Редко попадается в продаже по вышеперечисленным причинам. 8. Timken (США) — крупнейший американский производитель подшипников конической группы. В составе предприятия более 30 подшипниковых заводов по всему миру, в том числе США, Канаде, Великобритании, Нидерландах, Румынии, Польше, ЮАР и других странах. 9. Torrington (США) — один из крупнейших производителей подшипников. Компания была основана в 1866 году и сначала выпускала иглы для швейных машин. В 2003 году компания Timken купила компанию Torrington, став, таким образом, третьим по величине в мире производителем подшипников. 10. DPI— Deccan Bearings Limited (Индия) — относительно новая компания, выпускающая подшипники, соответствующие мировым стандартам. 11. OPTIMAL (Германия) — производитель подшипников и деталей подвески: шаровых опор, рычагов, амортизаторов и пр. Отличительная особенность продукций в невысокой цене и немецкой надежности. 12. IKO (Япония) — торговая марка компании NIPPON THOMPSON CO., LTD., ведущего японского производителя и поставщика игольчатых подшипников и роликовых направляющих для механизмов с линейным перемещением. 13. Craft Bearing Company (США) — производитель цилиндрических подшипников с разъемной обоймой. На сегодняшний день предприятие является мировым лидером в разработке и производстве разъемных подшипников. 14. ASAHI (Япония) — первый производитель шарикоподшипниковых узлов в Японии. Старейшая компания была основана в 1928 году для производства шариковых подшипников. В настоящее время комплектующие, произведенные под маркой ASAHI* признаются во всем мире как надежные и качественные для производственных операций в различных отраслях промышленности. 15. FYH (Япония) — компания FYH одна из первых начала операции по пройзводству индустриальных корпусных подшипников на японском рынке. На сегодняшний день, являясь подразделением Nippon Pillow Block Manufacturing Company LTD., предприятие продолжает удерживать позиции ведущего японского высокотехнологичного производителя корпусных подшипников. 16. Rollway (США, Бельгия) — старейшее американское предприятие было образовано в позапрошлом веке (в 1880 г.)- В 1996 г. компания была приобретена фирмой Emerson Power Transmission Corp., которая, в свою очередь, является частью крупнейшей международной корпорации Emerson Electric Co. 17. DODGE Manufacturing Company (США) — В настоящее время компания DODGE, производящая в основном шариковые и роликовые подшипники, имеет в своем составе девять подшипниковых заводов, расположенных на территории США. 18. Garnet — производитель высокоточных конических подшипников. Изначально созданная для поставок для станкостроения, компания успешно освоила рынок автомобильных подшипников. 19. GMN — предприятие изготавливает прецизионные шарикоподшипники, которые соответствуют классам точности по стандарту ISO — Р4 й Р2. Компания также производит радиально-упорные шпиндельные шарикоподшипники, радиальные шарикоподшипники и гибридные шарикоподшипники для высокоточных узлов и механизмов. 20. Barden (Германия)— фирма-производитель подшипников особой точности. В 1991 году она была присоединена к немецкой компании FAG. Предприятие имеет дочерние компании в Германии, Англии и Канаде. 21. ZKL (Чехия) — группа компаний ZKL объединяет всех основных производителей подшипников в Чешской Республике. Кроме этого, предприятие имеет дочернюю компанию в Аргентине (ZKL Rodamientos), поставляющую свою продукцию в основном на южноамериканский континент. 22. ТНК (Япония) — относительно молодая токийская компания (основана в 1971г.) в настоящий момент является одним из мировых лидеров в области производства подшипников для линейных перемещений. 23. SFNA (Франция)— компания была создана в 1952 году как производитель подшипников для аэрокосмической отрасли, что однозначно характеризует ее продукцию как особо высококачественную. 24. Nachi (Япония) — крупнейшая японская корпорация NACHI-FUJIKOSHI CORP имеет в своем составе 47 компаний, 26 из которых расположены на территории Японии. Продукция корпорации представлена не только подшипниками, ее заводы производят высококачественное электронное оборудование, высокоточное гидравлическое и машинное оборудование, режущий инструмент, роботизированные комплексы, автомобильные детали, а также специальные сплавы и покрытия. 25. Rollix (Франция, Италия, Англия) —- одна из компаний французской группы Defontaine, общепризнанный мировой лидер среди производителей специальных подшипников. 26. Cooper Bearings (США, Германия) — продукция компании используется ведущими компаниями мира более чем в 40 странах в различных отраслях промышленности. 27. Nadella (Франция) — крупнейший французский производитель игольчатых подшипников объединяет заводы по производству игольчатых подшипников, находящиеся в Испании, Италии, Бельгии, Швейцарии. В настоящее время компания входит в состав фирмы Тогrington, а соответственно принадлежит крупнейшей американской компании Timken. 28. MRC Bearing Services (США) — старейшая американская компания производит автомобильные подшипники с 1905 г. В настоящее время фирма входит в состав шведской фирмы SKF АВ. 29. КВС (Германия) — марка подшипников КВС принадлежит к крупнейшей немецкой компании FAG Hanwha Bearings Corp. Подшипники КВС особенно выделяются высокой работоспособностью с минимальными вибрациями при высокой скорости вращения. Подшипники КВС используются в коробках передач, электрических машинах, бытовой технике, автомобилях, мотоциклах и сельскохозяйственной технике. 30. McGill — компания McGill Precision Bearings является признанным производителем высокоточных подЩИПНИКОВ . Авиационные подшипники фирмы соответствуют требованиям и стандартам качества аэрокосмической промышленности. 31. IBC Waelzlager GmbH (Германия) — компания имеет более чем 25-летний опыт работы в области производства подшипников качения. Она успешно продолжает славные традиции фирмы Robert Kling Wetzlar GmbH, основанной в далеком 1918 году. 32. Minebea Co., Ltd. (Япония) — компания получила сертификат IS014001 на все свои производственные предприятия, расположенные по всему миру. Благодаря раскрученному бренду NMB, компания справедливо считается одним из крупных мировых производителей миниатюрных и прецизионных подшипников. Разумеется, данный список всемирно известных компаний, выпускающих качественные подшипники, далеко не полный. За относительно короткий промежуток времени могут появиться новые производители, а старожилы рынка, встав под крыло более крупной компании, сменить свой бренд на более веский. Как бы там ни было, при подборе подшипников нужно ориентироваться на старейших производителей, продукция которых проверена многими десятилетиями безупречной работы. После обозначения фирмы-изготовителя идут буквенно-цифровые обозначения, характеризующие собственно, параметры самого подшипника. Маркировка подшипников по ГОСТу включает в себя основное обозначение (определяющее его конструкцию и посадочный размер внутреннего кольца) и дополнительные знаки (характеризующие точность изготовления, марку заложенной смазки, материал сепаратора и пр.). Основное обозначение состоит из цифр (от двух до семи знаков, нумерация которых начинается с крайней правой Цифры и содержит информацию о внутреннем диаметре подшипника, его типе, серии и конструктивных особенностях). Для экономии места нулевые коды основного обозначения левее последней значащей цифры не проставляются. 49 8 Ремонт легкового автомобил я Рассматриваемое условное обозначение характеризует основное исполнение подшипника с кольцами и телами качения из подшипниковой стали типа ШХ15 (класса точности 0 по ГОСТ-520) с сепаратором, установленным для основного конструктивного исполнения согласно отраслевой документации. Порядок расположения знаков основного обозначения соответствует одной из двух схем в зависимости от внутреннего диаметра подшипников: 1. Подшипники с внутренним диаметром до 10 мм (исключая подшипники с внутренним диаметром 0,6; 1,5; 2,5 мм). 2. Подшипники с внутренним диаметром от 10 мм и более (исключая подшипники с внутренним диаметром 22; 28; 32; 500 мм и более). Для того чтобы лучше понять, как расшифровывается основное обозначение отечественных подшипников (по ГОСТу), разделим его на семь частей с присвоением каждой части буквы латинского алфавита (J, F, Е, D, С, В и А). При этом справа и слева от основного обозначения (через черточку) могут присутствовать дополнительные, которые предоставляют сведения о подшипнике, его классе точности и величине (группе) радиального зазора и пр. Обозначим их соответственно Al, Bl, ClnDl — части левого дополнительного обозначения и Ар, Bp, Ср и Dp — части правого дополнительного обозначения. В результате полное обозначение отечественного подшипника может выглядеть следующим образом: AL, Bl, CI, Dl — J, F, Е, D, С, В, А — Ар, Bp, Ср, Dp, где: о 1. С, В и А— это части, обозначающие внутренни й посадочный диаметр подшипников, который разделен н а два диапазона: а) от 0 до диаметра меньше 10 мм; б) от 10 мм и более. В первом диапазоне (а) первая цифра справа (А) равна значению внутреннего диаметра подшипника, при этом дробные значения диаметров (кроме 0,6, 1,5 и 2,5 мм) обозначаются целым числом, полученным в результате математического округления. Во второй части обозначения (В) в случае целого значения диаметра записывается его серия, а в случае дробного— цифра «5.» (признак округления). Если значение диаметра равно 0,6, 1,5, либо 2,5 мм, то оно так и пишется и отделяется от значения серии диаметра косой чертой. В третьей части (С) указывается цифра «0». Например, подшипник с обозначением 6026 имеет внутренний диаметр 6 мм. Во втором диапазоне диаметров (б) значения внутренних диаметров, равные 10, 12, 15 и 17мм, обозначаются соответственно (ВА) 00, 01, 02 и 03. Например, подшипник с обозначением 60200 имеет внутренний диаметр 10 мм, а с обозначением 60201 — 12 мм. В этом случае в третьей части (С) указывается серия диаметров подшипника. Если внутренний диаметр в диапазоне от 10 до 19 мм отличен от чисел 10, 12, 15 и 17, ему присваивается значение ближайшего из этих чисел, а в третьей части (С) указывается цифра «9». Например, подшипник е обозначением 80902 имеет внутренний диаметр 16мм. • Внутренние диаметры от 20 мм и более, выраженные дробью или целым числом (но не кратным числу 5), обозначаются целым округленным частным, получившимся от деления диаметра на 5. При этом в третьей части основного обозначения (С) указывается цифра «9». Внутренние диаметры, равные 22, 28 и 32 мм, обозначаются числом, равным номинальному диаметру, отделенным от основного обозначения косой чертой. Если диаметр внутреннего кольца кратен цифре 5, то в обозначении указывается результат деления размера внутреннего диаметра подшипника на число 5, при этом в третьей части (С) указывается серия диаметров. Например, Подшипник с обозначением 60305, имеет внутренний диаметр 25 мм, а подшипник 208 имеет диаметр 40 мм. Нестандартные подшипники по наружному диаметр у и ширине должны обозначаться для диапазона «а» циф. рой «6» или «7» на втором месте (например, 60064) , а для диапазона «б» — цифрами 7 или 8 в третьей част и обозначения (С) (например, 160707). 2. D — является обозначением конструкции подшип ника. Конструкция определяется направлением воспри нимаемой нагрузки и формой тел качения: 1) 0 — шариковый радиальный; -2) 1 — шариковый радиальный сферический; 3) 2 — роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами; 4) 3 — роликовый радиальный со сферическими роликами; 5) 4 — роликовый радиальный с длинными цилиндрическими или игольчатыми роликами; 6) 5 — роликовый радиальный с витыми роликами ; 7) 6 — шариковый радиально-упорный; 8) 7 — роликовый конический; 9) 8 — шариковый упорный, шариковый упорно-ра диальный; 10 ) 9 роликовый упорный, роликовый упорно-ра диальный. 3. F и Е — обозначение конструктивной разновиднос ти подшипников. Значение разновидности подшипнико в находится в границах 00-99. Конструктивная разновид ность определяется в сочетании с четвертым знако м (?)» к примеру, обозначение наиболее популярных подшип ников в этой части выглядит следующим образом: 1) 000 — шариковый, радиальный однорядный, комплектный, с сепаратором — основной тип, например 29, 203; 2) 007 — роликовый, радиально-упорный, однорядный , конический, например 7506; 3) 008 — шариковый, упорный, одинарный, наприме р 8306; 4) 027 — роликовый, радиально-упорный, однорядный » конический, с большим углом конуса, например 27306, 5) 036 — шариковый, радиально-упорный, однорядный, с углом контакта 12°, например 36203; 6) 039 — упорно-радиальный, со сферическими роликами , например 9039412; 7) 042 — радиальный, с короткими цилиндрическими роликами, например 42203; 8) 046 — шариковый, радиально-упорный, однорядный, с углом контакта 26°, например 46203; 9) 050 — шариковый, радиальный, однорядный, со стопорной проточкой на наружном кольце, например 50203; 10) 053 — радиальный, сферический, двухрядный, с симметричными роликами, например 53509; 11) 060 —* радиальный, шариковый, однорядный, с одной металлической защитной шайбой, например 60203; 12) 066 — шариковый, радиально-упорный, однорядный, с углом контакта 36°, например 66124; 13) 080 — шариковый, радиальный, однорядный, с двумя металлическими защитными шайбами, например 80203; 14) 160 — шариковый, радиальный, однорядный с односторонним уплотнением, например 160203; 15) 180— шариковый, радиальный, однорядный, с двухсторонним уплотнением, например 180203; 16) 904 — роликовый, радиальный, однорядный, с игольчатыми роликами без внутреннего кольца, с закрытым торцом, например 904700У. Основные конструктивные разновидности подшипников определены по ГОСТ 3395-75 и включают 81 разновидность. ; 4. J — обозначение серии ширин подшипников. Значение серии ширин подшипников находится в границах от 0 до 9. Дополнительные обозначения располагаются как слева, так и справа от основного и могут содержать буквенные и цифровые коды. Подшипники отечественного производства имеют дополнительные обозначения, которые характеризуют качество исполнения, условия работы, заложенную на заводе изготовителе смазку и др. Левое, дополнительное обозначение, условно состоящее из частей Al, Bl, CI и Dl, имеет следующую расшифровку: 1) А1 — обозначение категории подшипника. В зависимости от наличия дополнительных технических требований определены три категории подшипников: А, Б и С (ГОСТ 520-89). К категории «А» относятся подшипники классов точности 5, 4, 2 и Т, к категории «В» относятся подшипники классов точности 0, X, 6 и 5 (с учетом дополнительных требований), а к категории «С» относятся подшипники классов точности 8, 7, 0, 6; 2) Bl — обозначение момента трения подшипника. Норма момента трения условно обозначается номером соответствующего ряда, который проставляется перед обозначением радиального зазора (см. ниже). При этом в обозначении для радиально-упорных и радиальных однорядных подшипников с радиальным зазором по нормальной группе на месте обозначения радиального зазора проставляется буква «М»; 3) С1 ~ обозначение радиального зазора подшипника . Стандарт ISO предусматривает сортировку подшипнико в по зазорам между его составляющими частями. Зазор характеризуется как величина свободного перемещени я колец подшипника друг относительно друга в ненагруженном состоянии. Перемещение колец в осевом направлении называется осевым зазором, а в радиальном направлении, соответственно, радиальным зазором. Краткая справка: обозначение зазора в подшипниках по стандарту ISO следующее: С1 — зазор подшипника меньше чем С2. С2 —зазор подшипника меньше нормального. CN — нормальный зазор. СЗ — зазор подшипника больше нормального. С4 — зазор в подшипнике больше чем СЗ. Если в обозначении подшипника не указаны символы, характеризующие зазор, считается, что зазор подшипника нормальный (CN). Некоторый зазор в подшипниках — это вовсе не брак производства, а условие их нормальной работы в узлах и механизмах. Дело в том, что посадка колец подшипников со значительным натягом либо температурные воздействия на корпусные детали способны Несколько деформировать кольца подшипников, что без определенного зазора между составляющими элементами приведет к их неминуемому заклиниванию. Тела качения самих подшипников при нагреве также увеличивают свой размер. По этим причинам обратите внимание на обозначение зазора в заменяемом подшипнике, зазор у нового подшипника должен быть как минимум больше. 4) DI — эта часть обозначения характеризует класс точности подшипника. Краткая справка: установлены следующие классы точности подшипников: 1)0, 6, 5, 4,2, Т — для шариковых и роликовых, радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников; 2) 0,6,5, 4,2 — для упорных и упорно-радиальных подшипников; 3) 0, X, 6,5,4,2 — для роликовых конических подшипников. Классы точности соответствуют следующим значениям маркировки: 1)0 —нормальный, который не обозначается; 2)6 — повышенный; 3)5 — высокий; 4)4 — прецизионный; 5)2 — сверхпрецизионный. Кроме этого встречаются подшипники с пониженным классом точности (7 и 8), которые в автомобилях применять крайне нежелательно. Для отечественной автомобильной промышленности предусмотрены подшипники 6 класса точности, разумеется, последующие классы буДУт работать еще лучше, но вряд ли вы встретите их в Широкой продаже. Стоящая после знака класса точности буква «У» На конических роликовых подшипниках означает повышенную точность по монтажной высоте. Справа от основного обозначения, также через черточку, указываются отличия подшипника от основного прототипа. Как правило, это некоторая модернизация, улучшающая характеристики или указывающая на определенные условия эксплуатации подшипника. . Краткая справка: по стандарту ISO подшипники имеют следующие обозначения класса точности: 1. Без обозначения — стандартный класс. 2. Р6 (выше, чем стандартный класс). 3. Р5 (выше, чем Р6). 4. Р4 (выше, чем Р5). 5. Р2 (выше, чем Р4). Правая часть дополнительных обозначений характеризуется также четырьмя группами обозначений: Ар, Bp, Ср и Dp, их расшифровка имеет следующие значения: 1. Ар — характеризует обозначение материала составляющих частей подшипника. Материал деталей подшипника указывается буквой (а следующая его версия снабжается соответствующим числовым индексом): 1) Б (Б1, Б2, БЗ и т. д.) — массивный сепаратор из безоловянистой бронзы; 2) Г (Г1, Г2, ГЗ и т. д.) — массивный сепаратор из черных металлов; 3) Д (Д1, Д2, ДЗ и т. д.) — сепаратор из алюминиевого сплава; 4) Е (El, Е2, ЕЗ и т. д.) — сепаратор из пластичны х материалов; , 5) Л (JIl, Л2, ЛЗ и т. д.) — латунный сепаратор; 6) Р (PI, Р2, РЗ и т. д.) — сепаратор из теплоустойчивых сталей; 7) X (XI, Х2, ХЗ и т. д.) — детали подшипников из цементированных сталей; 8) Э (Э1, Э2, ЭЗ и т. д.) — детали подшипников из стали марки ШХ с присадками; 9) Ю (Ю1, Ю2, ЮЗ и т. д.) — детали подшипников из нержавеющей стали 10) Я (Я1, Я2, ЯЗ и т. д.)— подшипники из редко применяемых материалов (стекло, керамика и т. д.); 11) W (Wl , W2, W3 и т. д.) — детали подшипников из вакуумируемой стали; 12) Н (HI, Н2, НЗ и т. д.) — кольца и, может быть, тела качения из модифицированной теплостойкой стали (кроме роликовых радиальных сферических двухрядных подшипников); 13) 3 (31, 32, 33 и т. д.)— детали подшипника из стали ШХ со специальными легирующими добавками (кальции, кобальт и др.). 2. Bp и Ср — эти две части дополнительного обозначения отражают конструктивные отличия и специальные технические требования к подшипникам. К этим отличиям относятся: 1) А — подшипники повышенной грузоподъемности; 2) К (Kl, К2, КЗ и т. д.) — конструктивные изменения деталей подшипников; 3) У (У1, У2, УЗ и т. д.) — дополнительные технические требования к чистоте обработки деталей, радиальному зазору, осевой игре, покрытиям и т. д.; 4) М — модифицированный контакт тел качения; 5) Ш (Ш1, Ш2, ШЗ и т. д.) — нормы шумности подшипников; 6) Т. (Tl , Т2, ТЗ и т. д.) — температура отпуска деталей; . 7) Н — канавка и смазочные отверстия в наружном кольце для роликовых, радиальных сферических двухрядных подшипников. 3. Dp — обозначение смазки, заложенной на заводеизготовителе. В отличие от стандарта ISO, в российском рвСТе, подобные обозначения характеризуют вовсе не Размер зазора, а марку смазки, закладываемую в подшипники закрытого типа на заводе-изготовителе (маркировка наносится в конце обозначения). Соответствие марки закладываемой смазки ее кодовому обозначению на подшипнике следующее: 1)С1 — ОКБ-122-7; 2) С2 — ЦИАТИМ-221; 3) СЗ — ВНИИ НП-210; 4) С4 — ЦИАТИМ-221С; 5) С5 — ЦИАТИМ-202; 6) С6 — ПФМС-4С; Щ 7) С7 — ВНИИ НП-271; 8) С8 — ВВНИИ НП-235; 9) С9 — JI3-31; 10) СЮ — № 158; 11) СИ — ВНИИ НП-262; 12) С12 — ВНИИ НП-260; 13) С13 — ВНИИ НП-281; 14) С14 — Фиол-2У; 15) С15 — ВНИИ НП-207; 16) С16 — ВНИИ НП-246; 17) С17 — Литол-24; 18) С18 — ВНИИ НП-233; 19) С19 — ВНИИ НП-286; 20) С20 — ВНИИ НП-274; 21) С21 — ЭРА; 22) С22 — ВНИИ НП-288; 23) С23 — ШРУС-4; 24) С24 — СЭДА; 25) С25 — ИНДА; 26) С26 — ЛДС-3; 27) С27 — ФАНОЛ; 28) С28 — ВНИИ НП-555; 29) Подшипники, заполненные смазкой ЦИАТИМ-201, дополнительного обозначения по смазке не имеют. * Международная маркировка предусматривает, что все дополнительные сведения о подшипнике находятся справа от основного обозначения. |