Разделы сайта:

основные технические характеристики рассматриваемых автомобилей :

выбор инструмента:

слесарные работы:

работы с резьбовыми соединениями
элементы резьбы и ее основные параметры для автомобильной техники
разновидности крепежных элементов или метизов
нарезание резьбы
способы удаления сломанного метчика
способы восстановления резьбы
как отвернуть заржавевший крепеж?
способы удаления обломившихся шпилек и болтов!
эффективные способы против самоотворачивания крепежа
основные правила работы с подшипниками
работы с измерительным инструментом

ремонт автомобилей на примере рассматриваемых моделей :

капитальный ремонт двигателя
развитие конструкций и принципы работы двигателей внутреннего сгорания
диагностика и устранение внезапных отказов двигателя
диагностика изношенных узлов и деталей без разборки двигателя
обязательные операции перед разборкой сложных узлов и агрегатов
демонтаж двигателя и общие принципы разборочных работ демонтаж двигателя и общие принципы разборочных работ
организация рабочего места
средний ресурс деталей и агрегатов двигателя и целесообразность их ремонта
правильный подбор деталей — основа качественного ремонта
технология сборки бензиновых двигателей
особенности сборки дизельных двигателей
капитальный ремонт головки блока цилиндров
установка двигателя в моторный отсек
первый запуск и особенности обкатки двигателя
особенности ремонта основных автомобильных узлов
ремонт узлов трансмиссии
ремонт подвески
ремонт рулевого управления
ремонт тормозной системы
ремонт основного электрооборудования
аккумуляторная батарея (акб)
генераторы и регуляторы напряжения
пусковые и предпусковые системы двигателей

справочная информация :

расшифровка сокращений, надписей на табличках автомобилей иностранного производства и некоторых автомобильных терминов :

a
b
c
d
e
f
g
h
i
j
k
l
m
n
o
p
q
r
s
t
u
v
w
z

Эксплуатация:

Система вентиляции и отопления автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Низкая панель приборов ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Регулирование передних сидений ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как открывается капот ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Задняя Дверь (крышка багажника) ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Боковые двери ВАЗ-2109. Как правильно использовать боковые двери ВАЗ-2109.
Техника безопасности при эксплуатации ВАЗ-2109. Используем безопасные приемы технического обслуживания, езды и ремонта.
Багажник ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Органы управления ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Ремни безопасности в автомобиле и их ремонт.
Когда запотевает лобовое стекло ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заправлять автомобиль ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Какие вещи надо хранить в автомобиле? Что обязательно должно быть в машине?
Подготавливаем автомобиль к выезду ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Проверяем колеса ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заливать тосол в ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Как заливать масло в двигатель ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как и что заливается в бачок омывателя ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заливать масло в коробку ВАЗ-2109
Как заливать тормозную жидкость на ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Запускаем двигатель ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как отключать аккумулятор на ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как правильно снимать и устанавливать аккумулятор ВАЗ-2109-08
Как заменять колеса ВАЗ-2109-08
Прочищаем радиатор ВАЗ-2109-08
Заменяем щетки дворников ВАЗ-2109-08
Как поднимать автомобиль ВАЗ-2109-08
Буксируем автомобиль ВАЗ-2109-08
Как заменять предохранители ВАЗ-2109-08
Эксплуатация автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 на гарантии
Как правильно обкатывать автомобиль ВАЗ-2109.
Высокая панель приборов ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.

Полезное:

Выбираем и покупаем ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 по всем правилам

Маленькие хитрости эксплуатации и ремонта ВАЗ-2109, ВАЗ-2108:

Полировка автомобиля. Как правильно ее выполнять?
Как шумоизолировать ВАЗ-2109 своими руками?
Учимся ездить на отечественной «восьмерке» или «девятке». Особенности вождения ВАЗ-2109
Уход и ремонт чехлов для сидения ВАЗ-2109
Автокредит. Зачем его брать?
Экономим на бензине
Антикоррозийная обработка днища автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 самостоятельно. Ремонт.
Заклинило, не крутится заднее колесо ВАЗ. Что делать, и в чем причина?
Как и чем удалить ржавчину с автомобиля. Ремонт ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Замена троса капота ваз 2109
Открытие капота ваз 2107
Открытие и закрытие капота ВАЗ-2109
Как открыть капот ваз 2105 и зарыть?

ТЮНИНГ:

Электромобили:

Советы:

Уход за автомобилем:

Как правильно подготовить автомобиль к зиме?

Как и где хранить автомобиль. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.:

Прочистка дренажных отверстий кузова автомобилей ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Где и как хранить автомобиль. ВАЗ-2108, ВАЗ-2109
Как правильно мыть машину. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Эксплуатация автомобиля ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 при сильных морозах
Что необходимо иметь всегда при себе, при эксплуатации ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 в зимний период.
Как лучше ездить на ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 в зимний период?
Уход и восстановление покрытия кузова. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108

Ходовая часть:

Замена передних стоек автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.
Замена шаровой (шарового шарнира) ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Замена растяжки ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109.
Установка и снятие поворотного кулака ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как на ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 заменить детали ступицы на переднем колесе?
Замена рычага передней подвески автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.
Как снять в ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 заднюю стойку?
Как снять заднюю балку ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Замена стабилизатора поперечной устойчивости автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.

Тормозная система:

Рулевое управление:

Техническое обслуживание:

Течет масло из двигателя, коробки передач ВАЗ-2109, ВАЗ-2108?
Меняем тосол на восьмерке и девятке
Течет тосол ВАЗ-2109, ВАЗ-2108? Проверка герметичности системы охлаждения.
Как выполнить замену воздушного фильтра двигателя ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109?
Как заменить масло в двигателе и фильтр? ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как натянуть ремень генератора ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109?
Очистка и промывка системы вентиляции картера двигателя ВАЗ-2109, 2108
Утечка бензина ВАЗ-2109, ВАЗ-2108? Проверка системы питания на герметичность. Места контроля утечки. Ремонт.

Неисправности в пути:

Двигатель:

Перебои в работе. Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Двигатель. Перебои в работе двигателя.
Возможные проблемы с зажиганием двигателя ВАЗ 2109 в пути.
Что можно узнать о двигателе по внешнему виду свечей зажигания? Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Диагностика по свечам зажигания. Двигатель.
Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Двигатель. Плохой разгон. Плохо разгоняется ВАЗ-2109, что делать?
Снизилось давление масла
Перегрев двигателя
Двигатель заглох во время движения
Неисправность в системе пуска.
автомобиль движется рывками.

Прокачка тормозов :

Посторонние стуки:

Прокол колеса
Проблемы с тормозами
Стуки и вибрация на руле

Проверка электрооборудования:

Проверка тормозов

разное:

Автомобильные чехлы. Экокожа.
Идеальная машина для путешествий
Дешевый эвакуатор в Химках
Безопасность поездки в легковом автомобиле
Что надо знать про материалы для автосервиса и какое существует оборудование для покраски
Доступное качество автозапчастей
Дешевый дрифт
Основы проведения развал-схождение в домашних условиях
Биксеноновые линзы. Цена
Удобный заказ такси онлайн в Москве на сайте pozitiv-taxi.ru
Современные программы для автомобильного бизнеса
Лучшие немецкие мини-мойки для русских машин
Бизнес в мире авто. Перспективные решения
Что делать, если заглохла машина?
ГАЗ-3309 - прошлое и настоящее.
Мультимодальные перевозки – один ответ на контейнер вопросов по доставке
Станок токарно-винторезный 16К20
Фрезерные станки в металлообработке
Экскаваторы
Замена радиатора печки в автомобилях ВАЗ
Для чего нужен алкотест?
Какой купить алкотестер?
Как подключить флешку к старой магнитоле без USB?
Обслуживание современных дизельных двигателей
Где произвести ремонт автомобиля
Материалы и элементы, из которых делается глушитель автомобиля
Лучшие авто и мото шины и диски
Ландшафтный дизайн на своем загородном участке
В чем разница между ксеноном и биксеноном?
Сервисные работы по замене топливных фильтров для автомобилей Мазда
Как перевозить животных в автомобиле?
Хорошо подготовиться – значит выгодно продать
Полезные советы для владельцев ВАЗ 2106
Грамотно выбираем шины
BAW Tonik – лучший вариант для внутригородских грузоперевозок
Невышедшие модели ВАЗа
Как продлить жизнь машины и сэкономить на топливе
Ремонт автомобиля ВАЗ: замена сайлентблоков вручную
Штраф за тонировку
О телеметрии, ее объектах, каналах связи и технологиях
Как осуществить замену масла в «Рено Дастер»?
Багажник на рейлинги: преимущества
Как осуществляется капитальный ремонт двигателя на ВАЗ?
Выбор клея для обоев
Автохимия - хороший помощник для вашего авто
Главные причины поломки двигателя
Экономические последствия строительства Транссиба. Доставка сборных грузов в Омск.
Приводим в порядок кузов после зимы
Утепляем двигатель ВАЗ 2107
Автомобили Hyundai – «АвтоСпецЦентр Прайм»
Зачем нужна химчистка автомобиля?
Почему может выйти из строя печка ВАЗ 2110?
Как подготовить автомобиль к техосмотру?
ВАЗ презентовал миру новую модель авто
Преимущества проведения оценки повреждений автомобиля
Самые распространенные причины поломки автоматической трансмиссии Nissan
Как заменить задние тормозные колодки на Kia Rio

Трансмиссия:

Двигатель:

Кузов:

Электрооборудование:

Описание ВАЗ-2109:

Как подобрать шины для ВАЗ?
Условия хранения летних шин
ГАЗ на современном автомобильном рынке
Chevrolet Trailblazer. Обзор
Аккумуляторы для мото техники

статьи:

Основные штрафы, связанные с ОСАГО
Усилители рулевого управления
История моей семьи
Какой автомобиль выбрать на свадьбу?
«Зима близко!»
Удаление воздушной пробки из ВАЗ
Японский король дороги
Особенности утилитарных квадроциклов
Как выбраться на квадроцикле из труднопроходимых мест
Основные виды тюнинга квадроцикла
Прицепы для квадроциклов
Как выбрать свой квадроцикл по душе?
Наборы инструментов, на что обратить внимание, их содержимое.
Как заказывать запчасти онлайн
Технология кузовного ремонта
Что лучше автоматическая или механическая КПП
Что нужно знать о подвесных лодочных моторах
Прокат автомобилей
Автоаксессуары и как их правильно подобрать
Как установить бортовой компьютер на ВАЗ
Alfa Romeo планирует возвращаться
Планетарные бетоносмесители онлайн и проблема решена

---:

Проверка и ремонт стартера на автомобилях ВАЗ
Подвеска двигателя
Замена подшипника передней ступицы
Коврики для авто, особенности производства.
Жизнь – это движение.
Пленка для кузова автомобиля
Б у автозапчасти для иномарок доступная альтернатива новым деталям
Инструменты в авто – простая необходимость
Все о «Москвич 412»
Ремонт БМВ по самым лучшим ценам
Микрозайм для автовладельцев
Замена тормозной жидкости самостоятельно на примере Nissan Quashquai
Как распознать, какой двигатель установлен на автомобиле ВАЗ
Видеорегистратор: зачем он нужен и какой лучше выбрать?
Аренда свадебного автомобиля
Самые распространенные причины неисправности ВАЗ-2101
Багажники Amos. Информация о компании. Официальный сайт и интернет магазин в России
Господа полицейские
Обзор видеорегистратора Cubex V45 от Neoline
Ford Aspire. Миссия невыполнима?
Грузовые авто требуют особого внимания.
О транспортной логистике
Механические системы против угона
Какой тюнинг для ВАЗов в моде в 2015
Как подключить ДХО на «Ларгус»?
Услуга ответственного хранения в Москве
Грузоперевозки при помощи Газели
Выбираем ксеноновые фары для автомобиля
Типы дефлекторов для капота
Достоинства автомагазина market.ria.com
Летние шины, которые подходят большинству автомобилей
Ситуация на рынке грузовых автомобилей в России
Качественные запчасти Ситроен оптом
Защита лобового стекла
Особенности и преимущества летних шин
Как установить дефлектор на капот
Заработать на автомобиль в игровые автоматы
Тюнинг для Мерседес Бенц
Сафари на квадроциклах - отличный отдых
Применение автомобильного видеорегистратора
Новорожденный в автомобиле
Вывоз мусора в Щёлково
Как оценить компетентность и честность продавца
Подготовка автомобиля к большому путешествию
Провисание дверей авто – как избежать?
Выбор квадроцикла ответственный шаг
Слот автоматы это новшество или традиционный вид развлечения
Казино в Китае
На стоимость покраски влияет множество разных факторов и каждый по-разному
Как научиться грамотно контролировать свои расходы в онлайн казино
Американцы смогут ставить ставки на Олимпиаду
Как играть в казино без опаски
Оказали мне помощь
Как установить фаркоп?
Постановка автомобиля на учет в ГИБДД: что нужно знать?
Передвижной шиномонтаж это просто и удобно.
Как выбрать идеальный автоковрик?
Особенности летней резины
Внедорожник класса люкс
Пилот из Формулы 1 занялся тестированием шин
Как взять машину Мазда в кредит
Новый Jeep Cherokee Diesel
Выбираем GPS-навигатор
Как заменить колодки в автомобиле «Лада-Калина»
Сравниваем Ниву и УАЗ на шоссе и бездорожье
Купить тягач Скания б/у в специализированных центрах по выгодным ценам
Как выбирать диски на ВАЗ?
Как ремонтируют рулевую рейку ВАЗ
Как подарить вторую жизнь салону авто
Ремонт шин своими руками: как устранить прокол
Как вы можете найти идеальное СТО для вашего авто?
Две основные достопримечательности Московского Кремля
Пневмоподвеска Iveco daily
Как проверить работу двигателя автомобиля?
Как выбрать напольный плинтус
Основные поломки iPhone 5 и пути их решения
Типичные проблемы автомобиля ВАЗ-2110
Как выбрать поршневой компрессор?
Плановая диагностика при беременности
Какие утяжелители применяются для трубопроводов?
Обзор стандартных подшипников
Как выглядеть стройнее: одеваемся правильно
Все о ТО для Лады Ларгус
Самые выгодные авиабилеты – на Tickets.by
Профессиональный ремонт гидроцилиндров
Быстрый вызов эвакуатора с приложением от компании CarTaxi
Какими особенностями обладают сигнализационные системы с автозапуском?

интересные статьи:

Выбираем машину в такси
Кому доверить ремонт автомобиля?
Современные тенденции BMW
Зачем нужно прогревать машину?
Ниссан – забота об экологии на первом месте
Качественная резина
Поиск автомойки в Житомире
Что нужно знать при управлении машиной в дождливую погоду
Лада Ларгус – автомобиль для семьи
Преимущества использования автомобильных ковриков для салона
Авточехлы AKUBA — лучшее решение для защиты сидений
Восточные гости
Джекпот и его типы
Суеверия или что-то большее
Посуточная аренда квартиры во Владимире
Вулкан аппараты: демо режимы, турниры, бонусные предложения и многое другое
Играть в рулетку онлайн - просто
Выгода от покупки запчастей в сети
Чем хороши рамные внедорожники?
Заправить автокондиционер без «заморочек»
Что могут дать уроки вокала?
Процесс замены радиатора охлаждения на ВАЗ 2110/11/12
Правка дисков - оборудование и методы
Как осуществлять покупку запчастей на авторазборках?
Автомобилист vs мотоциклист: реальность или пережиток времен
Диагностика и устранение неполадок ходовой грузового автомобиля
Стальные, литые и кованые диски для автомобиля
Как понять, что форсунки нужно ремонтировать?
Осмотр поддержанного авто перед покупкой
Стальные диски сдают позиции или все еще актуальны?
Как правильно выбирать б/у шины?
Основные способы обогрева труб
Проекты домов в классическом стиле
У вас есть личный автомобиль? Срочно отправляемся на отдых!
Хранение мотоциклетных шин
Коттедж в элитном месте — не просто дом, а подтверждение статуса
Как закачать фреон в автокондиционер?
Чем хорош теплый пол?
Что особенного в автомобилях SsangYong?
Типичная процедура оценки авто после ДТП
Как правильно эксплуатировать электронику автомобиля?
Качественный зонт – залог хорошей прогулки
Покупаем зимние шины: на что обратить внимание?
Зачем нужна лазерная резка?
Преимущества автомобилей Hyundai
Золото: проще купить, чем продать
Возможности для доработки ВАЗ 2110
Сельскохозяйственная техника для большого урожая
Запасные части для Lexus
Ричтракер - надежный помощник на складе
Игровые клубы с онлайн слотами: как начать играть?
Использование виртуальной валюты в казино
Отличная автошкола в Киеве
Идеальный автоинструмент для Вас
Качественные сердца автомобилей
Аренда манипулятора в Москве
«Самообслуживание» ВАЗ 2114
Грузоперевозки из Балканского региона.
Представитель немецкого бизнес-класса Opel Omega
Особенности кальциевых аккумуляторных батарей
Сравнение защит картера двигателя основных брендов
Где лучше покупать автозапчасти?
Сигнализации для автомобилей
Правильный выбор планировки дома на колесах
Поиск идеального автокресла
Где купить генераторы горячего тумана?
Идеальный ресторан для первого свидания
Бюро переводов «Магдитранс» - перевод личных документов в Махачкале
Как покрасить диски авто своими руками?
Вездеход с высокой проходимостью
Джип или легковой автомобиль?
Как выбрать автосервис?
Как оформить покупку подержанного автомобиля
Краскопульт Huberth – европейская технология распыления
Только у нас вы сможете купить автокраски в интернет-магазине очень легко и быстро по самой выгодной цене!
Как быстро продать б/у авто?
Сколько можно сэкономить, установив ГБО на автомобиль
Особенности и некоторые типы гидравлических распределителей
Toyo Proxes CF2 – максимальная экономия горючего
Интересные факты о лотереях
Диагностика авто перед покупкой
Ремонт втягивающего реле стартера
Выбирайте переоборудование микроавтобусов в Бердичеве – это лучший вариант по качеству и срокам исполнения
Блок управления подушками безопасности
Какой компании доверить сертификацию авто из США
Если вы в поисках надёжного магазина, который предлагает лакокрасочные покрытия, то мы передаем вам посетить и приобрести автокраски высокого качества
Особенности и разновидности автомобильных рефрижераторов
Какие существуют автомобильные свечи зажигания?
Теплое и холодное остекление балконов
Основные виды автомобильных запчастей
Застраховать автомобиль через Интернет
Преимущества самоклеящихся этикеток
Аксессуары для автомашины
Какой комплект инструментов необходим водителю
Международные грузоперевозки
Страховой полис ОСАГО

Демонтаж двигателя и общие принципы разборочных работ

С целью сохранения пригодных к вторичному использованию деталей двигателя при его разборке следует придерживаться определенных правил, а именно: • 1. Тщательно отмыть все поверхности двигателя перед разборкой, иначе с большой вероятностью можно занести песок в труднодоступные места, что создаст определенные проблемы при его последующем удалении. 2. Крепеж ГВЦ двигателя обязательно ослабляется в обратном порядке его затяжки, в противном случае можно повредить привал очную плоскость головки блока. 3. Крышки КПП и двигателя, в том числе его масляный поддон, если они прилипли, отделяются после отстукивания молотком через деревянную проставку. Нежелательно применять зубило или отвертку в качестве клина, так как при этом неизбежны повреждения прилегающих деталей. 4. Крепеж ГВЦ, крышек шатунов и крышек подшипников коленчатого вала нужно ставить на то же самое место, если он не требует замены (кроме этого, все гайки обязательно ставятся той же стороной). Для этого следует заранее позаботиться об их раздельном хранении. 5. То же самое касается клапанов и элементов привода ГРМ. Так как любая деталь, работающая совместно с другими, со временем прирабатывается (или обуславливает расположение контактирующих между собой деталей), изменение ее места расположения вызывает новую приработку, что неизменно увеличит шумы двигателя и уменьшит его ресурс. 6. Будьте осторожны, извлекая поршни из блока. Когда выработка в верхней части цилиндра представляет собой острую ступеньку, первое кольцо, упираясь в нее, сильно усложняет процесс разборки. При этом, не рассчитав силу удара, можно легко повредить поршни в районе кольцевых перемычек и поверхность шатунных шеек коленчатого вала.

7. Коленчатый вал снимайте осторожно (шейки очень легко повредить). После демонтажа его следует уложить на заранее подготовленный крепкий стеллаж с деревянным покрытием. 8. Поршневые пальцы, если они запрессованы в верх, нюю головку шатуна, следует выпрессовывать с помощью гидравлического пресса или, как исключение, в больших станочных тисках. Если есть необходимость сохранить поршень, с противоположной стороны от направления выпрессовки устанавливается деревянная подкладка, полностью повторяющая его форму по радиусу. Выбивать пальцы ударами молотка недопустимо, можно легко повредить шатун. I 9. Разбирая узлы, попытайтесь на глаз оценить зазоры в сопряжениях. Это подскажет вам, какие детали придется поменять в первую очередь. 10. Отмечайте любым удобным способом все детали, которые могут быть установлены в перевернутом виде, например фиксаторы осевых перемещений распределительного и промежуточного вала двигателя «Жигулей». В противном случае неизбежен их повышенный износ вследствие дополнительной приработки. 11. Во время разборки двигателя блок необходимо закрепить на специальном поворотном приспособлении. 12. Верхние тарелки пружин клапанов перед их демонтажом следует осторожно обстучать через прокладку из мягкого металла. Этим вы предотвратите перегрузку и поломку приспособления, так как сухарики склонны к сильному залипанию. 13. Сохраняйте старые прокладки крышек двигателя, если нет возможности их приобрести, в дальнейшем овя послужат шаблоном для изготовления новых. 14. После разборки тщательно промойте и просушите детали для дефектации. Детали, заведомо непригодные для дальнейшего использования, лучше сразу отложит* в сторону, определившись с причинами, вызвавшими Де * фекты. В дальнейшем они могут пригодиться при подб°'

ре новых деталей, что особенно актуально, если вы ремонтируете импортный автомобиль. Перед началом разборочных работ приготовьте: 1. Полностью исправный необходимый инструмент (ключи, съемники, выколотки и т. д.). 2. Плотную ткань (для защиты кузова) и чистую ветошь. 3. Емкости для слива технических жидкостей. 4. Гофрированный листовой картон и плотную бумагу (для застилки стеллажей). 5. Фломастер и блокнот с простым карандашом (шариковая ручка в этом случае не желательна, так к^к при попадании даже незначительного количества масла на бумагу она не работоспособна). Перед демонтажем двигателя открываем капот и застилаем крылья и переднюю панель плотной тканью в несколько слоев. Затем капот снимаем, предварительно отметив фломастером положение точек его крепления. Делается это для того, чтобы исключить регулировочные работы после его установки. Капот следует аккуратно уложить в специально подготовленное место, предохраняя его углы от контакта с полом, так как краску в этих местах очень легко повредить. Подготовив рабочее пространство, действуем в следующем порядке: 1. Отсоединяем силовые провода аккумулятора и извлекаем его из автомобиля, если он будет мешать дальнейшей работе. 2. Отсоединяем все разъемы проводов, подходящих к системам двигателя, промаркировав однотипные, если есть вероятность спутать их между собой при сборке (иномарки, как правило, не требуют маркировки, так как их разъемы невзаимозаменяемые, несмотря на все их многообразие). 3. Отсоединяем силовой массовый провод, связывающий кузов автомобиля и его двигатель. Найдите его непременно (наличие этого провода обязательно для всех

автомобилей), у многих автомобилей, включая всем из вестные • Жигули», он находится снизу. 4. Сливаем моторное масло и охлаждающую жидкость в приготовленные для этого емкости (при сливе охла; дающей жидкости снимите пробку расширительного бачка и откройте краник радиатора отопителя, если он конст руктивно имеется). 5. Отсоединяем патрубки системы охлаждения от дви гателя, откручиваем крепеж радиатора и извлекаем его вместе с ними из моторного отсека. 6. Отсоединяем трубу (трубы) системы выпуска от вы пускного коллектора и отодвигаем ее (их) от двигателя, предварительно открутив кронштейн крепления. 7. Отсоединяем патрубки системы отопления, привод ные элементы акселератора и все навесные агрегаты (узлы системы питания, распределитель зажигания, генератор, стартер и т. д.), которые при демонтаже двигателя мож но легко повредить. 8. Демонтировав все необходимое, откручиваем креп ление двигателя от его опор и КПП, предварительно под ставив под нее и под масляный поддон двигателя подходящие подставки (лучше всего, если это будут регулиру емые винтовые опоры). Примечание: в некоторых случаях начинать разборку двигателя необходимо еще до снятия его с автомобиля, предварительно очистив поверхности от песка и налипшей грязи. Если двигатель планируется снимать вруч ную, без применения подъемных механизмов, имеет смысл предварительно демонтировать головку блока. Делается это с соблюдением обязательного в таких случаях пра вила: крепежные элементы следует отворачивать в обратной последовательности (эскиз последовательности затяжки крепежа головки блока имеется в каждом руководстве по ремонту на конкретный двигатель, а также на упаковке прокладки ГБЦ для импортных автомобилей ). При этом первый круг делается с отворачиванием крепежа только на один оборот. Крепеж желательно

маркировать любым удобным способом в соответствии с номерами по эскизу. Перед снятием головки двигателя обычно приходится демонтировать распределительный вал с элементами его привода. Снимать двигатель необходимо осторожно, сначала перемещая его вперед вдоль оси симметрии (до выхода первичного валика КПП из корзины сцепления). Только после этого двигатель извлекается вертикально вверх. Для того чтобы не повредить приводной валик и элементы сцепления, КПП в большинстве случаев поддерживают веревками или приподнимают винтовым домкратом, заменив его затем устойчивой подставкой.. Если этого не сделать при демонтаже, например, двигателя «Жигулей», передний конец коробки непременно «клюнет» вниз, повреждая первичным валиком упорный фланец нажимной пружины и его элементы крепления к корзине сцепления. Перед работой необходимо уточнить, каким образом двигатель извлекается из моторного отсека. В зависимости от конструкции некоторые силовые установки извлекаются не вверх, а вниз, причем нередко только совместно с КЦП. При этом заранее отсоединяют механизмы переключения передач, выключения сцепления, трос спидометра, проводку и привод от главной передачи и пр. После снятия двигатель следует установить на деревянные бруски так, чтобы его части не касались пола, и тщательно отмыть с применением специальных очистителей или керосина. Делать это нужно в хорошо проветриваемом помещении или на открытой площадке. При этом дизельное топливо, бензин или растворитель применять нежелательно, первое полностью не высыхает, а второй и третий токсичны, пожароопасны и негативно влияют на кожные покровы рук. В первую очередь с двигателя снимается ГВЦ (если она не была демонтирована до его снятия). Будьте внимательны: если двигатель вам не знаком, не пытайтесь отклеить головку от блока силовом Способом (с помощью

ломика или «монтажки»). Некоторые ГБЦ содержат крепежные элементы не только сверху, но и под корпусом головки (к примеру, 1,8-литровый двигатель автомобиля «Альфа-Ромео-Джульетта» имеет два внушительных болта под передней частью головки). Подобных ошибок поможет избежать новая прокладка, для этого внимательно изучите отверстия под крепеж на ее поверхности. Для того чтобы примерно определить состояние цилиндропоршневой группы (ЦПГ% прощупываем пальцем зону цилиндра в районе верхнего конечного положения первого поршневого кольца; при значительном износе должна нащупываться четкая острая ступенька (рис. 4.13). Как правило, наибольший износ наблюдается в крайних цилиндрах. Связано это с некоторыми отклонениями их рабочей температуры от номинального значения, а также подключением климатических систем, несколько на-

51

рушающих их нормальный тепловой режим (отопление, кондиционер). Такого рода подключения производятся обычно в районе последнего цилиндра. Первый же цилиндр страдает от набегающего потока воздуха, который существенно снижает его рабочую температуру по сравнению с остальными, что особенно заметно в зимнее время. Примечание: наличие четкого износа «ступенькой» практически в 100% случаев говорит о том, что цилиндры требуют капитального ремонта. После этого: 1. Переворачиваем блок, поддоном вверх подложив под его верхнюю плоскость два чистых деревянных брусочка. Здесь нужно учитывать, что во время этой операции некоторые не сливаемые через штатные отверстия части масла и охлаждающей жидкости попадут на пол, поэтому заранее подстелите под бруски какой-нибудь подходящий материал (картон, плотную бумагу, ветошь и т. д.). 2. Откручиваем болты масляного поддона, и, если он прилип к плоскости блока, осторожно обстукиваем его деревянной киянкой, нанося удары по боковым частям. 3. Демонтируем масляный насос, если он перекрывает доступ к крепежу шатунов и коленчатого вала (к примеру, у двигателей семейства «Газель»). Если результаты замера давления в масляной системе были удовлетворительны, насос промываем керосином без разборки, просушиваем на листе чистой бумаги и вместе с крепежом укладываем в отдельную картонную коробку. Масляный насос на автомобилях «десятого» семейства находится за зубчатым шкивом коленчатого вала, поэтому, если вал предполагается оставить на месте, внимаем только маслоприемник. Примечание: на этом этапе разборку следует приостановить и произвести замер осевого свободного хода коленчатого вала. Делается это с помощью набора плоских щупов или индикатора часового типа и мощной отвертки, которой сдвигают коленчатый вал до упора в крайние положения.

Результаты этой операции пригодятся при сборке (если зазор в пределах нормы, промаркируйте полукольца после извлечения из блока) и подборе новых полуколец или вкладышей коренных подшипников, если полукольца сделаны с ними совместно. Затем косвенно проверяем шатуны на изгиб путем перемещения их крышек вдоль оси коленчатого вала. При любом угловом положении маховика двигателя обязательно должен присутствовать примерно одинаковый зазор. Если его в каком-то положении не наблюдается, то есть шатун несколько подклинивает, его можно смело выбраковывать, наверняка он изогнут. При отсутствии у вас специального приспособления (для проверки параллельности осей шатуна) проделайте эту операцию обязательно. 4. Выставив коленчатый вал двумя крышками шатунов (в случае если двигатель 4-цилиндровый) в нижнее положение, снимаем два поршня, открутив соответствующий крепеж. Если поршни при этом не выходят (что часто происходит на сильно изношенном двигателе, за счет упора верхнего кольца в ступенчатую выработку в верхней части цилиндра), помогаем им легкими ударами среднего молотка через деревянную проставку. Чтобы избежать поломок, снимите часть металла с поверхности выступа острым шабером до извлечения поршня из цилиндра. Удары следует наносить осторожно, по верхнему вкладышу (если он подлежит замене), отодвинув шейку коленчатого вала и обернув шатун в районе вкладышей кусочком плотной бумаги. Делается это для того ,чтобы не поцарапать стенки цилиндра при извлечении шатуна с поршнем. Затем, повернув коленчатый вал на 180°, проделаем те же самые действия с двумя оставшимися поршнями. б. Раскладываем все снятые детали в отдельные коробки, накручивая гайки крышек шатунов на свои места, если в дальнейшем не собираемся менять крепеж. Подписываем коробки соответственно номерам цилиндров, так как легко можно спутать непромаркированные

шатуны и их крышки, а они строго индивидуальны для каждого шатуна (шатуны иногда не имеют маркировки, если они когда-то были заменены на новые, изначально не имеющие цифровых меток по номеру цилиндра). 6. Следующим этапом демонтируем корзину сцепления и маховик двигателя, заклинив коленчатый вал ме&сду внутренней стенкой блока чистым деревянным бруском или специально предназначенной для этого гребенкой (установив ее на участок зубчатого венца маховика). Снимая корзину сцепления, следует нанести установочные метки на маховик и корзину любым удобным способом. То же самое касается положения маховика относительно коленчатого вала (на «Жигулях» такая метка уже есть: большая высверленная лунка на обратной плоскости маховика, устанавливаемая напротив шатунной шейки четвертого цилиндра). На двигателях ВАЗ-2110 маховик имеет асимметричное расположение крепежных болтов, поэтому его можно не отмечать. Делается это, чтобы не нарушать балансировку (на некоторых двигателях заводская динамическая балансировка коленчатого вала производится совместно с маховиком, сцеплением и передним шкивом). Заодно, пока коленчатый вал застопорен, откручиваем крепеж переднего шкива. 7. Для того чтобы освободить коленчатый вал, спрессовываем передний шкив, демонтируем переднюю крышку блока (масляный насос у двигателей ВАЗ-2110), держатели сальников и крышки коренных подшипников (возможно, что-то еще, в зависимости от конструкции двигателя). 8. Открутив крышки коренных подшипников, осторожно, стараясь не ударить поверхности-шеек о выступающие части блока, извлекаем вал и укладываем его на ровную устойчивую деревянную поверхность. 9. С целью очистки масляных каналов вала извлекаем пробки шламокопителей, находящиеся в районе каждой шатунной шейки. Для этого немного засверливаем точки

кернения и мощной отверткой (или иным инструментом, если на торце пробки гнездо под другой инструмент) выворачиваем пробки, если они резьбовые (такая конструкция, анпример, применяется на двигателях «Газели»), Если пробки запрессованы (как сделано в коленчатых валах продукции ВАЗа), их лучше всего извлекать с помощью бородка, пробив отверстие в углу пробки для ослабления прессовой посадки. В этом случае пробка за счет своей незначительной высоты легко извлекается с помощью этого же инструмента, заклинившего в ней после удара. Примечание: если цилиндры блока (когда они изготовлены с ним совместно, как на двигателях ВАЗ-2110 и ЗМЗ-406) планируется растачивать под следующий ремонтный размер, демонтируйте все, что на нем осталось, включая корпус помпы, детали его крепления к опорам, датчики и резьбовые пробки. Запрессованные пробки рубашки охлаждения в случае их удовлетворительного состояния (отсутствие следов утечки охлаждающей жидкости и сильной коррозии на внутренних частях) следует оставить на месте. 10. После этого тщательно очищаем цилиндры двигателя от нагара и остатков масла. Делается это для того, чтобы путем замеров и визуально определить их пригодность для дальнейшего использования или ремонта. После того как блок двигателя полностью разобран, приступаем к разборке самой нагруженной его части — ГВЦ: 1. Снимаем распределительный вал, если он не был демонтирован перед снятием головки (на некоторых двигателях перед этой операцией снимается сальник распределительного вала с его держателем). 2. Снимаем, в зависимости от конструкции, валы с коромыслами («Волга», «Газель» «УАЗ» с двигателями типа ЗМЗ-402, некоторые модели «Мерседес», «BMW» и др.), рычаги клапанов с пружинами (заднеприводные модели ВАЗа, некоторые модели «FIAT», «OJPEL» и др.) или цилиндрические толкатели клапанов (переднеприводные модели ВАЗа, «AUDI», «VW» и др.).

3. Укладываем головку блока на устойчивую деревянную поверхность и осторожно обстукиваем через медную или алюминиевую проставку, верхние тарелки пружин до разъединения их с сухарями (они частенько прикипают друг к другу, в этом случае при демонтаже сильно перегружается приспособление для демонтажа клапанов). Удары следует наносить по краю тарелки строго вдоль оси симметрии клапана, в противном случае его можно довольно легко погнуть. 4. Специальным приспособлением (для ВАЗ-2101-07 и «Нива» оно изображено на рис. 4.14), поочередно сжимаем клапанные пружины до момента освобождения сухарей из конусного гнезда, которые затем извлекаем подходящим пинцетом. Для того чтобы при сжатии пружины, клапана не уходили вниз, заранее подкладываем в полость камеры сгорания небольшой деревянный брусочек, изготовленный по форме камеры сгорания. Для многих двигателей, включая большинство иностранных, подходит приспособление, выпускавшееся для двигателей МеМЗ-968, в виде струбцины для снятия одновременно двух клапанов. В этом случае подкладка под тарелку клапана не требуется. Клапана, чтобы их случайно не

52

повредить и не перепутать, желательно извлекать сразу после их рассухаривания. Предупреждение: во время снятия сухарей клапанов берегите глаза! Сжатая пружина в случае неудачного стечения обстоятельств (срыв приспособления с тарелки или с места фиксации опорного рычага) способна «выстрелить» сухарем с довольно значительным ускорением. Лучшим способом защиты от такого явления может послужить прозрачная пластиковая маска. При ее отсутствии, в крайнем случае, держите лицо подальше от оси симметрии клапана. 5. Далее демонтируем сальники клапанов, применяя цанговое приспособление (для плохо доступных извне сальников, что характерно для двигателей ВАЗ-2110 и «Газелей» с двигателями семейства ЗМЗ-406) или с помощью двух плоских отверток, пассатижи применять в этом случае крайне не желательно, можно легко раздавить очень хрупкие направляющие клапанов. Сальники демонтируем в любом состоянии, так как их стоимость несопоставимо мала по сравнению со стоимостью их замены отдельной работой. Следует также учесть, что ряд устаревших конструкций двигателей сальников клапанов не имеет вообще. Например, их нет на двигателях МеМЗ с воздушным охлаждением или устанавливаемых на «Москвичах» предпоследнего поколения (их штоки клапанов уплотняются резиновым колечком, расположенным под тарелкой сухарей). Некоторые двигатели, среди них устанавливаемые на итальянскую «Альфа-Ромео-Джульетта», имеют сальники клапанов только на впускных клапанах. 6. Снимать впускной и выпускной коллекторы, патрубки и разного рода крышки и шпильки без особой необходимости не стоит, иначе придется поменять все прокладки, которые уплотняют эти соединения. Все детали после демонтажа тщательно отмываются от нагара и смолянистых отложений керосином и укладываются в отдельные промаркированные по цилиндрам чистые коробочки.*

Головка, если она не имеет видимых дефектов, очищается от разного рода отложений и нагара, проверяется на предмет искривления прилегающей плоскости и, если есть необходимость, ремонтируется. Аналогично демонтируем и разбираем прочие узлы и агрегаты, используя тельфер, подъемник, разборочные стенды, винтовые опоры и другие приспособления, находящиеся в вашем распоряжении.

x